Indraja (indraja_rrt) wrote,
Indraja
indraja_rrt

Categories:
  • Mood:
  • Music:

„Niekas nenorėjo mirti“

Ne per seniausiai pažiūrėjau „Niekas nenorėjo mirti“ (1965).
Pagarba. Meninė tikrovė tikra. Filmas kaip filmas – puikus. Aktoriai (ypač Banionis), siužetas (taip, siužetas!), įtampa, tempas. Tema parinkta išmintingai – tai jau ne tiek ideologinė, kiek asmeninio keršto istorija. Suromantinimas čia tinka. Tokiu būdu pasakojimas nuo paprastų šaudynių pakyla į sakmę – apie žmones, ir, nieko nepadarysi, apie tą pačią Lietuvą. Pakanka paprastų, bet labai simboliškų detalių – kryžių saulučių, dainos (kurią ir man mažai dainuodavo...), balinamos drobės, artojų. Žmonės šaudo vieni kitus, pasaulis kažin kur ritasi, keistuoliai nebenori nė kunigo laidotuvėms – bet susimąstęs Rūpintojėlis tebežiūri į savo globotinius.
Suprantama, yra tais laikais būtinų dalykų – partizanai blogi kaip grupė, o komunistai blogi gali būti tik asmeniškai; vokiečius kelis kartus prisimena, o ganėtinai svarbesnį faktorių pamini tik detalė pradžioje. Sako, nevietiniai pažiūrėję dažnai ir patikėdavo, jog čia apie tokį savaiminį pilietinį karą, kurį lietuviai esą patys sau užvirė. Stribų pulkai liko už kadro. Tačiau nepasmerkčiau filmo kaip propagandinio – pačios propagandos ten kur kas mažiau, nei galėjo būti. Atvirkščiai – žiūrovas galėjo matyti, kad galima tarsi be jokios vilties kovoti už tą aną Lietuvą. Tikintis tik sudėtų dainų. (Nieko neprimena?..) Režisieriaus kaimiškoje sakmiškoje erdvėje keletą akimirkų šmėsteli baltas triušis (taip taip, jie to dar nematė, bet jie „Alisą“ skaitė) – netikrumo, iliuzijos ženklas. Ir lieka liūdna bei keista pabaiga – nors viskas tarytum baigėsi taip, kaip turėjo.

Rusiškajame variante dar paaiškinta tai, kas lietuviškai – savaime suprantama.

Посмотрела «Никто не хотел умирать» (1965). Это один из лучших литовских фильмов. Все соглашаются, что он имеет художественную ценность, но из-за смысловых особенностей у картины много противников. Кинокритик Саулюс Мацайтис по такому сочетанию художественности с идеологией даже поставил её в один ряд с «Броненосцем «Потёмкиным»» и творчеством Рифеншталь.
Так, здесь много вещей, которые не требуют объяснений на литовском, но могут потребовать на русском. Сперва – почти перевод, а уж потом остальное. Во избежание попрошу на всё смотреть как на большую имху (это, впрочем, ко всему моему ЖЖ относится – чтоб потом не повторяться).

Честь создателям. Художественная реальность достоверная. Фильм в качестве фильма превосходный. Актёры (в особенности Донатас Банёнис), напряжённый сюжет (да, сюжет!), темп. Тема подобрана мудро – история эта уже не столько идеологическая, сколько о личной мести. Романтизация идёт ей. Таким образом, повесть от простой перестрелки возвышается до сказания, – о людях и, никуда не денешься, о той же самой Литве. Достаточно показать незамысловатые, но глубоко символичные детали – солнышки крестов, песню (которую и мне пели в детстве...), отбеливаемый холст, пахари. Люди стреляют друг в друга, мир где-то катиться, чудаки даже священника на похоронах видеть не желают – но Иисус скорбящий всё так же задумчиво глядит на своих подопечных.
Конечно, присутствуют вещи в те времена обязательные – партизаны плохие парни как таковые, а коммунисты могут быть порочны исключительно как личности; о немцах упоминают даже несколько раз, а на фактор куда позначимее указывает лишь деталь в начале картины. Говорят, что не местные зрители зачастую уверовали, что это, дескать, о самовозгоревшейся гражданской войне, которую литовцы как будто бы сами себе устроили. Отряды истребителей остались за кадром. Но не стану осуждать фильм как пропагандистский. Собственно пропаганды там гораздо меньше, чем могло быть. Даже наоборот – зрителю предоставлена возможность увидеть, что можно бороться за ту иную Литву, хотя кажется, что уже нет надежды. Надеясь лишь, что о том сложат песни. (Ничего не напоминает?..) В деревенском мифическом пространстве режиссёра мелькает белый кролик (ну да, они это не смотрели, но «Алису» прочли) – знак искусственности, иллюзии. И концовка грустная, странная – не смотря на то, что всё как будто бы закончилось так, как было должно.


Примечания

«Банёнис» традиционно транслитерируется «Банионис», но фонетический подход даёт иной результат. В литовских словах перед гласными заднего ряда i обозначает смягчение предыдущих согласных, а не самостоятельный звук, потому в таких позициях буду обозначать ia как я, iu – как ю, io – как ё.
Тот же Банёнис исполнил роли Криса Кельвина, Гойи...

Сюжет, тем более того захватывающий, в литовских фильмах зачастую отсутствует напрочь. Мне говорили, что Жалакявичюс – режиссёр фильма, о котором идёт речь – был единственным, который сумел его туда успешно вселить.

«Иисус скорбящий» в словаре представлен как «скульптурное изображение скорбящего Христа на придорожных столбах». Но «скорбящий» относится ко другому его имени, полонизму «Smūtkelis», а «Rūpintojėlis» – это тот, который или то озабочен (из за дел – или страданий? – людских), или то заботится о людях. По-моему, это одна из ключевых фигур для интерпретации фильма. Советские цензоры могли воспринять статуэтку как всего лишь образец местного народного творчества. А ведь ко времени действия он стал не просто символом духа литовского народа, а символом непокорства, хранителем моральных ценностей и этнического идентитета. Это символ настолько сам за себя говорящий, что никакие вихри сюжета не способны исказить его смысл, так что задумчиво усевшийся деревянный Бог в тёрновом венке чрезвычайно чётко указывает на самые правдивые интерпретации.

По любой причине разбиваться на враждующие лагеря – то ли характерная черта, то ли обычай литовцев. Но никаких настоящих гражданских войн не было. Главный «упущенный» в фильме фактор – присутствие оккупационного режима. Меня это нисколько не удручало бы, потому что мумака в кадре даже не названного вижу, но вот зритель, так скажем, советский, его и вправду не замечал. (Фильм был на прокате не только в Литве. Между прочим, советское государственное телевидение его показало после кровавых событий 13-ого января 1991 года. Понимающие, как это восприняла бóльшая часть аудитории, были шокированы лишь в несколько меньшей мере, чем из-за самого факта применения военной силы против мирного населения).

С литовскими партизанами – «бандитами» по тогдашней официальной терминологии – главным образом боролись внутренние войска НКВД-МГБ, а не гражданские лица, каких показывают в фильме. Создавались специальные отряды истребителей. В народе их называли «stribai», «стрибы».

То, что я лично слышала о партизанах, зависит от региона. У меня создаётся впечатление, что в Аукштайтии люди на них не жалуются, а в Дзукии (скорее всего, это место действия в картине) крестьянам жить не давали ни те, ни другие, одни приходили днём, другие – ночью. Одна женщина даже как будто бы радовалась при ссылке в Сибирь (а это было время массовых ссылок), что наконец спасётся от этого кошмара... Партизанское сопротивление продолжалось с 1944 по 1953 год. Потом выросла значимость невооружённого сопротивления. Последний партизан Литвы, так и не сдавшийся, скончался в 1986 году.

Список использованной литературы

1.
2.
3.
4.
5.
Tags: filmai, nnm, propago, war after war
Subscribe

  • Archetypal Research Institute

    Curious if there is any cultural study of what the Research Institute in general looked and looks like. I've seen there are Western comparisons of…

  • One more good day of the year

    I’ve been talking about the year during the year, so now I’ll just be happy there was such a good Christmas vacation (and still is, today and…

  • What a nice life

    My best 40th birthday ever :) Thanks to everyone! No matter what the greetings were for. I know almost no one knows it is BD but many think this is a…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Archetypal Research Institute

    Curious if there is any cultural study of what the Research Institute in general looked and looks like. I've seen there are Western comparisons of…

  • One more good day of the year

    I’ve been talking about the year during the year, so now I’ll just be happy there was such a good Christmas vacation (and still is, today and…

  • What a nice life

    My best 40th birthday ever :) Thanks to everyone! No matter what the greetings were for. I know almost no one knows it is BD but many think this is a…